История IP-телефонии – от первой трансляции до массового распространения
История современной IP-телефонии началась еще в 1973 году, когда осуществили первую трансляцию голосового сигнала с помощью протокола NVP. Технологию разработали для сети Apranet – раннего прообраза Интернета.
Предыстория виртуальной телефонии
Первое устройство Vocoder, способное синтезировать и анализировать речь, разработали в 1928 году. Через 60 лет был запатентован широкополосный аудиокодек G.722 – знаменитый Wideband Audio Codec, обеспечивший передачу качественного речевого сигнала. Затем появилась схема для VoIP, потребляющей пропускную способность канала до 32 кбит/с. Программист Джон Уокер в 1991 г. представил программу NetFone для внутрикорпоративной связи (позже ее переименовали в платформу Speak-Freely, она стала первым в истории VoIP-телефоном). Еще через два года появилась система видеоконференцсвязи TeleSuite.
С распространением Интернета возникла потребность в приватном общении между пользователями. Появились электронные ящики, ICQ. С 1995 года стал использоваться VoIP-протокол для пакетной трансляции речевых сигналов между IP-адресами. Это уже была IP-телефония.
Как это работает
По протоколу VoIP аналоговый сигнал преобразуется в цифру, делится на пакеты с текстовыми параметрами маршрутизации. Под управлением кодеков пакеты сжимаются, пересылаются поочередно, а на входе в принимающее устройство вновь декодируются в звуковые сигналы.
Вначале VoIP рассматривали лишь как недорогую альтернативу международной связи и междугородным телефонным сеансам. Сегодня, как показывает статистика «Зебра Телеком», эта связь востребована во всех видах переговоров.
IP-телефония становится популярной
Первый интернет-телефон для широкого пользования создала фирма VocalTec (Израиль) в 1995 году. Вскоре возможности InternetPhone объединились с платформой видеоконференцсвязи Microsoft NetMeeting.
С 1996 года началась работа над созданием SIP-протокола. После многих модификаций он был приведен к стандарту RFC 3261 с индивидуальными индентификаторами, открытостью, масштабируемостью.
С 1998 года IP-телефония интегрируется в традиционные телефонные сети, но доля разговоров по интернету остается незначительной. Только в 2003 г. случился резкий подъем популярности IP-телефонии. Доля VoIP-звонков достигла 25% телефонного трафика. Пользователи оценили низкие цены переговоров и бесплатную локальную связь.
Первую ВАТС для VoIP-телефонии представили в 1999 г. Это была Asterisk, созданная инженером Марком Спенсером для колл-центра Digium. С 2005 года на рынок вышел первый сотовый телефон C1250i от компании Calypso Wireless, способный переключаться с GSM на Wi-Fi.
Мобильное приложение Truphone для IP-телефонии, использующее SIP-протокол и позволяющее звонить по Wi-Fi, вышло в 2006 г. Тремя годами раньше была запущена бета-версия Skype.
Разные компании-операторы сегодня реализуют коммуникации на основе VoIP-технологий. Пользователи ценят широкий функционал, экономичность, высокую адаптивность виртуальной телефонии. Эта связь окружает нас всюду, составляя серьезную конкуренцию другим видам телефонных коммуникаций.