Что такое SIP-протокол
Перспективное направление в IP-телефонии — SIP-телефония — звонки через интернет на основе протокола SIP. Этот протокол позволяет абонентам быть мобильными и принимать звонки независимо от местонахождения. Его возможности делают соединение стабильным, безопасным, с высоким качеством связи. Протокол в последнее время часто используют вместо популярного H.323. SIP-протокол рассматривается специалистами как более подходящий для интернет-соединений.
Разделение понятий IP, SIP, VoIP
Иногда эти понятия путают. Однако они совершенно четко разделяются между собой.
IP (Internet Protocol) — базовое понятие. Это технология, которая позволяет обмениваться информацией между всеми компьютерами в мире. IP был изобретен в 1981 году, и именно на основе протокола TCP/IP родился интернет.
SIP (Session Initiation Protocol) — это один из видов интернет-протокола (IP) для передачи мультимедийной информации. Он описывает, как будет установлено соединение и какие каналы для передачи данных будут использоваться. SIP-телефония — технология на базе этого протокола для совершения телефонных звонков. Это вид телефонной связи через интернет.
VoIP — «Voice over IP», иначе «голос через интернет-соединение». Это технология передачи голоса через интернет. Изначально слышать друг друга могли только пользователи интернета. Сейчас с помощью специальных шлюзов VoIP позволяет звонить на городские и мобильные телефоны через интернет. VoIP используют и без телефонии, когда проходит интернет-трансляция: вебинары, видеоконференции, подкасты.
Подытожим, IP — глобальный протокол, по которому работает интернет. На его основе создано множество других протоколов, в том числе SIP. VoIP — общая технология передачи голоса через интернет, которая используется для разных задач. SIP-телефония — одна из ее разновидностей, в которой для связи используется модификация SIP-протокола.
Возможности SIP-телефонии
- Используется при скорости интернет-соединения от 256 Кбит/с, а это значит, что вы сможете общаться даже при плохом интернете.
- Поддерживает передачу мультимедийных данных: голоса, видео, изображений, мгновенных сообщений.
- Использование единого номера, который не зависит от географии и количества абонентов. К нему можно подключить всех сотрудников, а при переезде номер забрать с собой.
- Номер привязывается к уникальному домену, поэтому абонент постоянно будет на связи. Это похоже на электронную почту, которую можно проверить в любом месте, где есть интернет.
- Интегрируется в бизнес-систему путем объединения SIP-телефонии, 1С, CRM, систем аналитики, сайта. Руководитель может вести учет звонков, анализировать данные по продажам, получать отчетность по клиентам и сотрудникам.
- При SIP-телефонии в компании принимают множество звонков одновременно. При необходимости она позволяет организовать call-центр в офисе или удаленно.
Алгоритм работы SIP-телефонии
В интернете любые данные разбиваются на маленькие IP-пакеты и передаются в двоичном виде по сети к адресату. На его устройстве IP-пакеты собираются и декодируются обратно. Маршрут пакета определяется IP-адресом назначения — уникальным номером каждого устройства в интернете, он может быть постоянным или динамическим.
В телефонии это работает так. При звонке голос через микрофон и звуковую карту кодируется и сжимается с помощью кодека. Затем полученные данные разбиваются в IP-пакеты и передаются через шлюзы по сети. На принимающем устройстве данные раскодируются обратно в голосовое сообщение. Это типовой алгоритм работы для разных протоколов.
Для телефонии требуется специальное оборудование:
- Устройство, подключенное к сети. Это может быть SIP-телефон, обычный телефон с подключенным SIP-шлюзом, смартфон, компьютер, ноутбук, планшет с установленным на них SIP-клиентом (софтфоном).
- Кодек — механизм для кодирования голоса в IP-пакеты. Кодеки сжимают голос по-разному. Чем больше сжатие, тем меньше используется трафика при передаче, но хуже качество при обратной расшифровке голоса.
- SIP-сервер: прокси-сервер, Redirect-сервер, сервер регистрации.
- Специальные программы для разговора — софтфоны. Программа поддерживает связь с сервером, на котором у пользователя аккаунт, и позволяет звонить на другие аккаунты (обычно доступны аккаунты, которым услуга предоставлена тем же оператором).
Протокол помогает разным устройствам понимать друг друга. Абонент регистрируется на сервере и получает SIP-адрес. При звонке абонента два SIP-сервера взаимодействуют друг с другом: узнают IP-адреса компьютеров и ищут доступные кодеки для кодирования голоса.
Виды SIP-соединений:
- С участием прокси-сервера, который управляет маршрутизацией вызовов.
- С участием Redirect-сервера — сервера переадресации, который перенаправляет звонки.
- Прямое соединение между SIP-устройствами.
SIP-протокол — открытый стандарт, который поддерживается десятками софтфонов, IP-телефонов. Услуги SIP-телефонии оказывает множество телекоммуникационных компаний. Эта технология дает возможность звонить через интернет даже по городскому аналоговому телефону стандарта DECT, который подключен через SIP-шлюз.
Как устроен SIP-протокол?
SIP-протокол — один из способов передачи данных по сети. Он был разработан на основе протоколов HTTP (передача гипертекста, используется для веб-приложений) и SMTP (на его базе работает обмен электронной почтой). Также как и в HTTP, SIP-протокол использует текстовый формат сообщений. До него был широко распространен протокол передачи данных Н.323, который преобразовывал информацию в двоичный код. Из-за этого нормально взаимодействовать могли только устройства, которые поддерживают подобное кодирование. В SIP-протоколе такая проблема устранена: если нет возможности преобразовать данные, они игнорируются.
От SMTP пришел формат адресов пользователей. Он напоминает e-mail адреса, потому что состоит из имени и идентификатора хоста. SIP-адреса бывают четырех типов: имя@домен, имя@хост, имя@IР-адрес, номер_телефона@шлюз. В начале прибавляется приставка sip. Соединение по такому адресу удобнее, чем по IP-адресу, поэтому пользователи смогут найти друг друга, даже если IP-адрес поменялся.
SIP — «протокол инициирования сеансов», поэтому он отвечает за установление соединения. Он находит абонента и обеспечивает стабильность связи, но не передает непосредственно текст, голос или видео. В обмене мультимедийными данными его обычно используют для соединения с абонентом. За передачу звука отвечают другие протоколы, например RTP (Real-time Transport Protocol).
Технология была разработана в 1996 году и учитывает недоработки других сетевых протоколов. Ее создателями были специалисты из группы MMUSIC Инженерного совета интернета (Internet Engineering Task Force). Это международная организация, которая развивает протоколы и архитектуры.
Принципы протокола SIP
- Открытость и расширяемость — возможность разработки дополнительной функциональности.
- Масштабируемость. Количество пользователей сети может свободно увеличиваться без дополнительных доработок.
- Интеграция в стек уже разработанных технологий. Это позволяет устанавливать соединение между любыми участниками сети.
- Адаптивность — взаимодействие с другими протоколами и возможность их одновременного использования.
- Персональная мобильность — каждый человек получает уникальный идентификатор, который позволяет свободно перемещаться по миру и быть на связи.
Безопасность использования протокола SIP
Угрозы
При использовании IP-телефонии всегда существует риск атак. Злоумышленники могут:
- Украсть данные. Пароль к учетной записи пользователя может быть подобран с помощью специальных программ. Тогда мошенники могут использовать адрес для звонков по дорогим направлениям или получить доступ к другим паролям пользователя. Установка сложного пароля не всегда помогает пользователям, потому что злоумышленники могут использовать уязвимости в устройстве. Поэтому своевременно обновляйте прошивки телефонных аппаратов, заменяйте устаревшее SIP-оборудование и грамотно подходите к защите IP-шлюза и телефона на выходе в интернет. Как минимум SIP-устройство должно быть подключено к интернету через маршрутизатор с активным «сетевым экраном», брандмауэром.
- Прослушать разговор. Передача голоса передается без шифрования через RTP, и если в транзитном узле есть возможность перехвата, то разговор может быть перехвачен и прослушан с помощью инструмента Cain или подобных. Затем абонентов шантажируют или используют информацию для других неблаговидных целей.
- Узнать абонентов-адресатов. При прослушивании также можно определить, кому звонит абонент. Дальше использовать данные для манипуляции или других схем.
- Звонить за счет абонента. В крупных бизнес-центрах часто доступ к интернету предоставляется с использованием NAT (технологии преобразования IP-адресов), то есть у абонента есть IP-адреса в локальной сети, а общий публичный адрес могут использовать и другие пользователи. Так злоумышленники, имеющие доступ к публичному адресу, могут звонить через аккаунт жертвы.
- Манипулировать звонками. Реализуется с помощью атаки MITM (Man In The Middle), когда перехватывает трафик, вклинивается в соединение между абонентами и удаляет или искажает информацию, но при этом абоненты об этом не подозревают.
- Парализовать систему телефонии. Организация многочисленных ложных вызовов приводит к отказу в обслуживании АТС. Такая атака называется Denial of Service (DoS).
- Разорвать соединение, отправляя IP-пакеты с BYE-запросом, который завершает сеанс связи.
Меры безопасности
- Запретите в настройках звонки за границу или любые направления, которые не актуальны для бизнеса.
- Создайте список разрешенных IP-адресов, с которых может быть установлено соединение. Правда, тогда абонент не сможет звонить в любом месте.
- Оплачивайте звонки авансом. Когда оплаченное количество трафика израсходуется, связь прекратится. Злоумышленники не смогут потратить со счета больше, чем на нем есть.
- Зашифровывайте звонки. Так вы защитите себя от прослушивания. Для этого используйте протоколы SIP/TLS, SRTP или ZRTP. Настраивайте их через сервисы облачной телефонии или операторов связи.
- Защищайте сервер. Для этого генерируйте сложные пароли и отключите ответ о неверном пароле. Отключите гостевые звонки, тогда никто не сможет позвонить без авторизации. Включите режим блокировки при обнаружении нескольких попыток регистрации.
- Применяйте межсетевые экраны для закрытия внутренних и внешних сетевых портов, кроме служебных.
- Работайте через виртуальные частные сети (VPN). Однако этот способ имеет недостатки: качество связи ухудшается, усложняется сетевая структура, повышается нагрузка из-за дополнительного шифрования.
Заключение
SIP-протокол — один из видов сетевых протоколов, используемых для передачи данных в интернете. Он отвечает за установление соединения между абонентами. Чтобы совершать звонки с его помощью, необходимо специальное оборудование: SIP-телефон, телефон с SIP-шлюзом, мобильное или десктопное устройство и программы для разговора — софтфоны.
Такая телефония имеет много преимуществ: дешевая связь, доступность в любой точке земного шара, простая масштабируемость сети. Но при ее использовании требуются дополнительные меры безопасности: шифрование данных, защита серверов и настройки ограничений. Если вы подключаете телефонию через оператора связи, узнавайте у него о том, как он обеспечивает безопасность.
Подробнее об услуге Виртуальной АТС: https://www.zebratelecom.ru/services/cloud-pbx/